• 30 января 2024 15:53

    ЦБ: Проблемы с морскими перевозками сдерживали российский экспорт в конце 2023 года

    Перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы поддержало объемы экспорта

    Экспорт товаров из России в денежном выражении в четвертом квартале 2023 года уменьшился: его сокращение к аналогичному периоду 2022 года ускорилось до 27% год к году (III квартал 2023 года — 23% г/г), а к 2021 году — до 32%. Экспорт сдерживали внешнеторговые ограничения, низкий спрос на международном рынке и проблемы с морскими перевозками из‑за неблагоприятных погодных условий. Об этом говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Платежный баланс Российской Федерации №4 (17) IV квартал 2023 года».

    Стоимостный объем экспорта сложился ниже, чем в 2021-2022 годах, но выше уровня 2019 года. Более высокие, чем в 2019 году, цены на газ, уголь и металлы, а также хороший урожай зерновых компенсировали сокращение физического объема поставок других товаров. Стоимостный объем импорта товаров в 2023 году увеличился до уровня 2021 года за счет переориентации на альтернативные географические направления поставок и использованию механизма параллельного импорта. В результате при восстановлении импорта и снижении экспорта профицит текущего счета в 2023 году сформировался около $50 млрд, что ниже рекордного уровня $238 млрд в 2022 году.

    Экспорт поддержало перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы. Доля Европы в российском экспорте товаров снизилась с 46% в январе-ноябре 2022 года до 20% в январе-ноябре 2023 года, доля Азии увеличилась с 48% до 72%. Стоимостный объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья за 11 месяцев 2023 года вырос на 7% г/г и более чем на 20% к аналогичному периоду 2021 года.

    Уменьшение скидок на российскую нефть поддержало стоимостный объем нефтяного экспорта. Физический объем поставок нефти по‑прежнему сдерживало добровольное сокращение экспорта России на 300 тыс. баррелей в сутки по сравнению с уровнем мая-июня. При этом оно оставалось одним из факторов снижения дисконта для российской нефти.

    Введенные в сентябре 2023 года ограничения на вывоз нефтепродуктов постепенно ослаблялись в четвертом квартале по мере насыщения внутреннего рынка. В октябре был отменен запрет на экспорт дизельного топлива при поставке в морские порты по трубопроводам, в ноябре — запрет на экспорт автомобильного бензина и летнего дизельного топлива, напоминают в ЦБ. Отмена ограничений поддержала экспорт нефтепродуктов. Вместе с тем на экспорте негативно сказались погодные условия: из‑за штормов на Черном море были приостановлены работы по перевалке и отгрузке нефти, ограничено судоходство в портах.

    Сокращение стоимостного объема ненефтегазового экспорта было обусловлено, во‑первых, снижением мировых цен на ряд сырьевых товаров по сравнению с четвертым кварталом 2021-2022 годов вследствие ожидания замедления роста мировой экономики в 2023 году. Во‑вторых, ненефтегазовый экспорт в IV квартале также сдерживали неблагоприятные погодные условия и внешнеторговые ограничения.

    Кроме того, с 30 сентября 2023 года вступил в силу очередной запрет ЕС на ввоз ряда изделий из российского железа и стали. На физические объемы поставок также повлияли гибкие пошлины с привязкой к курсу рубля, действующие с 1 октября. Для удобрений ставка составила 10%, для многих других товаров ненефтегазового экспорта — 7% в октябре-ноябре и 5,5% в декабре. В результате в октябре по отдельным товарам наблюдалось уменьшение поставок после их наращивания в сентябре в преддверии введения гибких пошлин. Кроме того, после их введения некоторые российские экспортеры были вынуждены повысить цены для покупателей, которые, соответственно, частично переориентировались на поставки из других стран по более низким ценам.

    Стоимостный размер импорта товаров в четвертом квартале 2023 года сократился на 5% г/г после значительного восстановления в предыдущие кварталы по сравнению с 2022 годом. Снижение темпов прироста импорта произошло в условиях ослабления рубля, замедления роста внутреннего спроса, в том числе из‑за ужесточения денежно‑кредитной политики, и накопленных в предыдущие периоды запасов. В целом за 2023 год стоимостный объем импорта товаров увеличился на 10% г/г и достиг уровня 2021 года. Стоимостный объем импорта из Европы сократился на $9 млрд г/г в январе-ноябре 2023 года. В то же время сокращение поставок из Европы нивелировал рост импорта на $41 млрд из азиатского региона, в основном из Китая. В результате доля стран Европы в российском импорте товаров уменьшилась с 35% в январе-ноябре 2022 года до 28% в аналогичный период 2023 года, доля стран Азии выросла с 56% до 66%. Среди товарных групп наибольший вклад в рост импорта внесли поставки машин, оборудования и транспортных средств, а также текстиля, текстильных изделий и обуви.


8 июня 2024

15:43 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-май 2024 года снизился на 2,7%
15:12 Роснефть: продвижение «зеленой повестки» фактически означает объявление энергетической войны
13:03 Утверждены Правила направления уведомлений о маршруте туристических судов
12:57 Опубликован Порядок оформления решений о плавании иностранных судов по ВВП РФ

7 июня 2024

20:00 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 3-7 июня
19:00 Атомный ледокол «50 лет Победы» достиг Северного полюса
18:43 Архангельская область предложила «Трансконтейнеру» войти в проект создания портовой инфраструктуры в регионе
18:36 Серийное производство винторулевых колонок для гражданских судов запустят в Челябинске
18:24 Андрей Тарасенко: Одной из первых задач по развитию порта Мариуполь является определение номенклатуры грузов
18:11 Яхтенная марина на 239 стояночных мест будет построена на территории «Острова фортов»
18:10 Владимир Путин объявил о планах строительства судостроительного предприятия «на берегу океана»
18:03 Экологичные водные суда на СПГ внедрят в транспортный комплекс Петербурга
17:56 Росатом изучит возможность размещения плавучих энергоблоков в Гвинее
17:28 Морские грузоперевозки между Россией и Мьянмой в 2023 году выросли более чем в 50 раз
17:17 Подписано соглашение о намерениях по созданию туристического кластера «Санкт Петербург Марина»
16:59 Первое обвинение предъявлено после опрокидывания понтона на пруду Екатерининского парка под Петербургом
16:45 FESCO и Архангельская область займутся логистическим развитием региона
16:31 В порту Антверпен (Бельгия) ограничили движение судов к причалу и шлюзу из-за нефтеразлива
16:16 В приватизации Махачкалинского порта планирует участвовать сенатор Сулейман Керимов
16:03 Рассматривается возможность участия «Трансконтейнера» в проекте «Западный транспортно-логический узел» (Мурманск)
15:54 Sitronics намерена приступить к созданию единой цифровой платформы для водного транспорта
15:48 Владимир Путин заявил о работе над независимой платежной системой БРИКС
15:46 «Пелла» не смогла взыскать с Минобороны 716,5 млн рублей «за пользование чужими средствами»
15:34 Владимир Путин: Грузоперевозки по МТК в России к 2030 году по прогнозу вырастут в 1,5 раза
15:22 Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин» вернулись в порт Мурманск для регламентных ремонтных работ
15:18 Производственные активы «Газпрома» задействуют для перевозки корпусов плавучих энергоблоков «Росатома»
15:13 ССЗ «Вымпел» спустил на воду девятый катер специального назначения проекта 21980 «Грачонок»
15:05 Правительство РФ утвердило порядок обмена электронными перевозочными документами
14:47 Товарооборот между Россией и Египтом в 2023 году вырос на 6,6%, российский экспорт — на 10,6%
14:29 Экспорт удобрений «ФосАгро» в Индию за два года вырос в 6 раз
14:14 Эксперт: Текущий уровень транспортного суверенитета России является недостаточным
13:56 Таможня в порту Усть-Луга (Ленинградская область) за январь-май 2024 года оформила более 34,5 млн тонн грузов
13:43 Ключевая ставка сохранена на уровне 16%
13:42 Совкомфлот не исключает снижения выручки по итогам 2024 года
13:28 Два новых фронтальных погрузчика введены в работу в Малом порту НТК в Находке
13:13 Судостроительная корпорация «Ак Барс» строит 7 судов для нужд Росморречфлота
12:57 Правительство РФ изменило границы территории порта Новороссийск
12:41 В Балаковском грузовом порту (Саратовская область) погиб моторист при ремонтных работах на судне
12:32 В Каспийске (Дагестан) откроют морской колледж — филиал ВГУВТ
12:26 ГТЛК заказала строительство еще 6 электросудов на верфи «Эмпериум» (Ленобласть)
12:24 Невский судостроительно-судоремонтный завод включен в перечень экономически значимых организаций РФ
12:12 Отряд российских военных кораблей 12 июня прибудет на Кубу
11:59 Росатом, Минвостокразвития и Чукотка подписали соглашение о едином морском операторе северного завоза
11:58 Резидент ТОР «Чукотка» создает предприятие по проектированию и строительству маломерных судов в Анадыре
11:45 Головной буксир ледового класса Arc4 проекта NE038 заложен на ОССЗ (Карелия)
11:33 Состоялась первая отгрузка российской пшеницы в Бразилию с терминала «Порт Высоцкий» (Ленинградская область)
11:21 Губернатор НАО: Проект газохимического комплекса будет способствовать развитию речных перевозок на Печоре
11:12 С применением платформы «Гослог» проведение грузоперевозок планируется по 12 маршрутам
11:06 Ремонтируемое судно горело в Петропавловске-Камчатском
10:59 NewNew Shipping Line запускает новый сервис «Северный экспресс 1»
10:44 Правительство Карелии и Росморречфлот будут сотрудничать в рамках второй очереди модернизации Онежского ССЗ
10:35 Росморречфлот поддерживает строительство трех речных хабов в регионах России
10:19 Угольные стивидоры Приморья вложили более 10 млрд рублей в пылеподавляющее оборудование
10:03 Правительство Сахалина и «Логин Дело» начинают проект портовой модернизации
09:50 Российско-китайский товарооборот в январе-мае 2024 года вырос на 2,9% — до $96,509 млрд
09:32 Россия и Оман могут создать транспортно-логистический хаб на Ближнем Востоке
09:14 Агропромышленная компания «ЭФКО» построит речной причал на Волге в Самарской области
08:55 На Астраханской верфи ОСК отремонтируют сухогруз проекта 05074М «Святогор»
08:36 Два новых промысловых судна построены под техническим наблюдением и на класс РС
08:18 Посетители Международного военно-морского салона «ФЛОТ-2024» увидят современные корабли и суда ВМФ России
08:00 SHI получила одобрение ABS на проект грузовых танков для крупнотоннажного морского аммиаковоза

6 июня 2024

19:10 Проект нового глубоководного района порта Архангельск будет реализован на принципах ГЧП
19:00 FESCO и Магаданская область проработают возможности сотрудничества для модернизации моррыбпорта
18:44 ВТБ хочет за пять лет построить две новые верфи
18:36 Объем бункеровок в порту Владивосток в январе-мае 2024 года увеличился на 22%
18:28 FESCO и Иркутская область проработают вопрос создания портово-логистического кластера в Усть-Куте
18:13 «Газпром нефть» с компанией «Эковей» займутся промышленным производством биотоплива для морских судов
18:02 Железнодорожные перевозки России со странами БРИКС в январе-апреле 2024 выросли на 4,5%
17:51 ГТЛК готовит проект по передаче Татарстану нескольких скоростных пассажирских судов
17:39 Первое заседание российско-китайской подкомиссии по развитию СМП намечено на октябрь 2024 года